В публикуемом ныне обзоре повествуется о миссионерской епархиальной поездке, предпринятой свт. Макарием, Митрополитом Московским и Коломенским, вскоре после своего назначения на кафедру в Первопрестольной в 1913 году.
Утром 5 августа 1913 г. Высокопреосвященнейший митрополит Макарий предпринял трудную миссионерскую поездку по своей новой, Богом и царской властью врученной ему митрополии. Эту поездку мы называем миссионерской потому, что она носила характер не ревизионный или начальственный в общепринятом смысле слова, а именно миссионерский, апостольский, веропроповеднический.
…В первую часть дня Владыка прибыл в Николаевскую Берлюковскую пустынь, встречаемый иноками, отдельной стеной казаков, прибывших из Богородска, и народом с соседней фабрики братьев Соловьевых, любезно и предупредительно остановивших работы для встречи первосвятителя Московского. Владыка вошел в величественный собор, поклонился святыням храма и после молебствия обратился с назиданием к собравшимся. А так как здесь были иноки, казаки и рабочие, то и из уст Владыки вылилась замечательная импровизация.
«Вот я вижу здесь воинов плотских и духовных. Что я скажу в назидание? Воинам еще св. Иоанн Креститель дал наставление — поступать по закону, не обижать жителей и быть довольными своим содержанием». Далее Владыка говорил о важности воинского звания, коему вверена охрана народа и царства. «Воинское служение есть мученичество: оно требует от носителя его готовности положить свою жизнь, свою душу за других». «А воинам духовным — инокам — совет дал еще апостол Павел: облекитесь во всеоружие Божие… Ваша брань — духовная… Ваш враг — духовный»… Владыка подробно остановился на объяснении оружия воинствования духовного. «А вам, мирянам, какое наставление преподам? То же, что и инокам. Когда апостол писал: «бодрствуйте, мужайтесь», то писал это не инокам, а горожанам. Следовательно, совет относительно воинствования духовного относится и к вам. И вы имеете получить венцы небесные». В заключение Владыка преподал всем благословение подвизаться в подвиге спасения при помощи благодати Божией.
В Берлюковской пустыни находится чтимый образ «Лобзание Иуды»; на Успеньев день после Литургии он выносится из обители для крестного обхождения деревень. Много народа прибывает к этому дню в обитель. Владыка решил эти три дня провести в пустыни для молитвы и отдыха. В течение 12, 13 и 14 августа Владыка пребывал в молитвенном подвиге, посещая богослужения и храмы обители. Случилось в эти дни скончаться иноку Пахомию: Владыка 14 августа после Литургии просил отслужить панихиду о новопреставленном. Впрочем, полного отдыха здесь не пришлось иметь: из Москвы были присланы служебные дела, и Владыка занимался рассмотрением их.
Праздничное всенощное бдение под Успеньев день было отправлено благолепно и чинно. На кафизмах была предложена народу архипастырская Его Высокопреосвященства беседа о памятовании смерти. Канон, по заведенному обычаю, пел весь народ. Соборный храм был переполнен окрестными жителями, любящими обитель. Благолепию службы много способствовал прекрасный хор певцов, прибывший из Глухово, под управлением свящ. Владимира Борисова. Этот хор художественно исполнял песнопения праздника.
15 августа Литургия началась в 8.30 утра. На ней, по благословению Владыки, «Верую» и «Отче наш» пела вся церковь. Поучение было предложено отцом миссионером на тему о подражании Богоматери.
После Литургии Владыка вывел весь народ из храма на паперть и здесь преподал катехизацию: «Как веруете о Боге, скажите все!» Часто такое обращение ко всем приводит многих в некоторое замешательство и смущение. Тогда Владыка начинает разъяснять, какое важное дело — исповедание веры, почему необходимо исповедать Христа и не стыдиться сего. «Вы вот стыдитесь исповедать Христа, а Он Сам говорит: Если кто постыдится исповедать Меня или слов Моих в роде сем прелюбодейном, того и Я постыжусь. Исповедание Христа есть мученичество. Вот какой венец воспримут исповедники Христовы!» После такого наставления все дружно отвечают на вопрос святителя. После беседы Владыка благословил оделить богомольцев книжками.
Однако народ не расходился. Тогда Владыка с паперти другого храма (Всехсвятского) повел беседу о нашей духовной беспечности, о нашей греховной лености. По почину Владыки пропели «Душе моя», а потом то же самое в переложении: «Пора тебе уж пробудиться»…
***
Макарий, митрополит Алтайский, в миру Михаил Андреевич Невский (1 октября 1835 г. — 16 февраля 1926 г.). Сын бедного причетника Владимирской епархии. В 1854 году окончил Тобольскую Духовную семинарию. 22 февраля 1855 г. поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. 25 января 1857 года облечен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане и обучал детей в миссионерских школах Чемала и Улалы. И в марте 1861 года пострижен в монашество. 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, а 19 марта — во иеромонаха к походной церкви Алтайской Миссии. 14 ноября 1864 г. утвержден наместником Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. В 1864 году, а затем в 1867–1868 гг. находился в Петербурге для напечатания составленного им первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке.
С июня 1868 г. по декабрь 1869 г. в сотрудничестве с профессором Н.И.Ильминским занимался подготовкой к печати составленной алтайскими миссионерами первой грамматики алтайского языка и был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). За обучение церковному пению воспитанников Казанской учительской семинарии и за труды по переводам на алтайский язык Преосвященным Антонием (Амфитеатровым), архиепископом Казанским и Свияжским, был представлен к игуменству. 29 июля 1871 г. был возведен в сан игумена.
С 1875 г. являлся заведующим Центральным Миссионерским училищем с. Улалы. 13 марта 1875 г. определен помощником начальника Алтайской Духовной Миссии. С 1876 г. — член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. 29 июня 1883 г. возведен в сан архимандрита, а 29 декабря того же года назначен начальником Алтайской Миссии. 12 февраля 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Начальником Миссии был до 1891 г. 26 мая 1891 г. был назначен епископом Томским и Семипалатинским. В 1895 г. избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С учреждением Омской епархии (1895 г.) стал именоваться епископом Томским и Барнаульским. 6 мая 1906 г. был возведен в сан архиепископа.
С учреждением Барнаульского викариатства (октябрь 1908 г.) стал именоваться архиепископом Томским и Алтайским. С 20 декабря 1912 г. по март 1917 г. — Митрополит Московский и Коломенский, священно–архимандрит Троице–Сергиевой Лавры, председатель Православного Миссионерского Общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Святейшего Синода, а затем смещен с Московской кафедры. 22 августа 1920 г. Святителю Макарию по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. Управлял алтайской паствой и делами Миссии из Николо–Угрешского монастыря, где подвизался до своей кончины. Погребен был на приходском кладбище ст. Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I святые останки его были перенесены в Троице–Сергиеву Лавру, где пребывают в крипте Успенского собора — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Алтайский Макарий (Невский) прославлен в лике святых. День его памяти — 16 февраля (1 марта по новому стилю).
Выдержка из журнала «Московские епархиальные ведомости» № 5–6 за 2006 год.
Оставить комментарий