На протяжении всей истории нашей великой Державы русский народ всегда стремился посетить святые места, а спутником была могучая вера в Бога, пронизывающая всю жизнь людей, весь их быт, все их мировоззрение, можно сказать, весь строй жизни наших предков. Вера давала им сил на эти подвиги. Только они сами не считали все это каким-то геройством, верили тихо, молча, но непреложно. Они в любую минуту жизни готовились предстать Небесному Иерусалиму.

Паломников и богомольцев, всех от простого крестьянина до боярина и Государя, всегда привлекали древние монастыри, с их чудотворными иконами, долгими уставными службами, целебными источниками, крестными ходами, строгим и подвижническим житием братии. Именно в монастыре можно было пообщаться со старцами, раскрыть перед ними всю свою душу, омыть ее, молиться вместе с этими подвижниками благочестия в храме, увидеть и осознать строгое монастырское житие, впитать в себя дух этой жизни.

А что, собственно, такое монастырь? Как отметил, выступая на конференции с докладом, профессор Государственной Академии Славянской Культуры М.Н.Громов:

С самого своего зарождения любой монастырь всегда и во все времена был «огромным духовным и просветительским центром». В монастырях издревле занимались рукоделием, живописью, изучением колокольных звонов, духовной музыкой, писали иконы и духовные картины.Монахи собирали книги, фотографии, гравюры, литографии, выпускали массу литературы, где рассказывалось об истории России, Русской Православной Церкви, освящались жития святых и подвижников благочестия. Все это накопленное богатство монастыри щедро отдавали людям, занимались просвещением окрестного населения, ворота обителей были всегда открыты для жаждущих истины Христовой, а также для сирых, убогих и странных.

Не исключением была и подмосковная Николаевская Берлюковская пустынь. В 1829 году здесь чудесным образом была обретена великая святыня – чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою».

Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление  и сразу превратило обитель в одну из почитаемых. Нескончаемым потоком потянулись сюда тысячи и тысячи людей для поклонения чудотворному образу Спасителя. Шли за исцелением от телесных и душевных ран, шли за духовным прозрением, шли и получали по вере своей.

Столь массовое паломничество в Берлюковскую пустынь способствовало укреплению связей с другими, ближними и дальними, монастырскими духовными центрами. Приток богомольцев, которые при посещении обители имели возможность не только поклониться святыне, но и подробно узнать об истории, духовных традициях, местных подвижниках благочестия, особенностях архитектуры, послужил для монастыря своеобразным миссионерством.

Паломники, приобретая духовную литературу, книги, фотокарточки и литографии, гравюры, иконы и исторические описания, разносили все это по всему свету. Имели они и возможность беседовать с монахами, духовниками, находя у них ответы на свои жизненные вопросы, осматривать монастырскую ризницу и храмовую живопись, изучать местную ремесленную традицию, обительские мастерские.

К 1917 году Берлюковская обитель представляла собой богатейший общежительный монастырь, который активно участвовал в государственной и общественной жизни страны, славился «истинно патриархальным гостеприимством». Обитель славилась своей благотворительностью и милосердием, активно помогала многочисленным обществам и комитетам, за что неоднократно получала благодарности от Царственных Особ.Ни разу пустынь не осталась в стороне, когда для России начинались трудные времена. Щедрая финансовая помощь Отчизне, организация и финансирование госпиталя в стенах монастыря, участие братии в баталиях в качестве полковых и госпитальных священников принесли монастырю заслуженную славу.

Спустя годы запустения в сегодняшние дни Николо-Берлюковский монастырь активно возрождается и занимает в нашем обществе то место, которое обитель представляла на протяжении 400 лет своего существования. Приезжает множество паломников, монастырские службы посещают сотни верующих, в культурной жизни монастыря принимают участие многие известные ученые, исследователи, краеведы и историки.

Частыми гостями монастыря являются люди, занимающие высокие посты на государственной и общественно-политической службе, Главы муниципальных районов Московской области, члены различных патриотических, общественных организаций, ведущие Российские специалисты в области истории, культурологии, архивного дела.

На базе Церковно-краеведческого монастырского музея проводится огромная научная работа по изучению и систематизации монастырского архива, сосредоточенного в наши дни в различных архивах и библиотеках России. В этой работе принимает участие большое количество прихожан, а также людей, которым дорога и близка наша великая история.

Все эти годы в этом направлении в тесном контакте с монастырем работает благотворительный фонд «Возрождение культурного наследия», созданный по благословению настоятеля Берлюковской обители игумена Евмения (Лагутина). Руководители фонда, прихожане монастыря, действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета Московского областного отделения ИППО) и Семен Яковлевич Ваксман. Вся работа фонда протекает при непосредственном руководстве отца настоятеля, который является духовником данной организации.

В 2011 году было принято единогласное решение воплотить в жизнь крупномасштабный проект по созданию на территории монастыря «Романовской Аллеи Славы».

Этот проект был задуман с единственной целью – возрождение патриотического духа народа нашей страны. Немаловажно, что до сих пор, несмотря на благоприятную обстановку в сфере изучения архивов, правда о многих выдающихся героях страны, сокрыта или полностью оболгана и извращена.

Патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Сейчас много говорится о патриотизме, и этот проект не дань моде, работа не ради пафоса или пиара. Это первостепенная и важная задача, задача по популяризации славного прошлого России, этим проектом мы отдаем дань памяти нашим великим предкам и соотечественникам.

«Романовская Аллея Славы» стала реальностью благодаря совместным усилиям монастыря и различных общественных и патриотических организаций, а также частных лиц, оказывающих этому делу финансовую помощь.

Средства на памятники собираются буквально «всем миром», свой вклад в проект вносят многие неравнодушные люди, которым дорога история России и сохранение в ней славных имен.

Особо нужно отметить участие в проекте сотрудников благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», скульптурной мастерской Михаила Леонидовича Сердюкова (город Кропоткин), Императорского Православного Палестинского Общества и его председателя Сергея Вадимовича Степашина, председателя Совета международной благотворительной общественной организации «Центр социальной поддержки соотечественников» (МБОО ЦСПС), члена Президиума Совета по общественным наградам Российской Федерации Георгия Николаевича Гришина.

Автором всех памятников на «Романовской Аллее Славы» является скульптор, заслуженный художник России, выпускник факультета скульптуры Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова Александр Алексеевич Аполлонов.

За прошедшие годы были открыты и торжественно освящены памятники Великому Князю Михаилу Николаевичу (2011), Императору Александру I Благословенному (2012), Императору Александру III Миротворцу (2012), Императору Александру II Освободителю (2013) и Святому Императору Николаю II Страстотерпцу (2014).

В 2015-2016 годах на «Романовской Алле Славы» будут установлены памятники: Государю Императору Николаю I, Государю Императору Павлу I, Великому Князю Сергею Александровичу, Великой Княгине Святой Елисавете Феодоровне, Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Святому Страстотерпцу Алексею Николаевичу, а также первым из Дома Романовых Царям Михаилу Феодоровичу и Алексею Михайловичу.

Вернуться…