Император Всероссийский Николай I

ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ НИКОЛАЙ I
2 июля 2015 года на территории монастыря, на 160-ю годовщину со дня преставления, был торжественно открыт и освящен памятник Государю Императору Николаю I Павловичу.Его восшествию на престол активно препятствовали оппозиционные силы, именуемые впоследствии «декабристами». Известен печальный итог восстания 14 декабря — все пять повешенных лидеров мятежа еще недавно считались близкими личными знакомцами будущего Государя, тщательно скрывавшими предательские планы. Государь, сокрушаясь, писал: «… я Император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!»Вопреки некоторым историкам, упрекающим Николая I в деспотизме, будет уместно заметить, что эти казни были единственными за все тридцать лет его Царствования.

Император решил сам вести допрос революционеров, и вовсе не из-за желания отомстить, а разобраться во взглядах и планах заговорщиков. В ходе допросов Его Величеству становилось понятно, что во многом их требования справедливы и стране необходимы изменения и реформы. Он был согласен с их постулатом, что крепостное право есть зло, но «прикасаться к нему теперь было бы злом, еще более гибельным». А путь военного заговора, избранный восставшими, был абсолютно неприемлем. И доказательством этому служит тайно составленный Павлом Пестелем манифест бунтовщиков, в котором одним из основополагающих пунктов был призыв к физическому устранению Романовской династии.С юности главными чертами Великого Князя Николая Павловича были недюжинная работоспособность и чувство долга. Он поднимался со своей железной кровати в 5 часов утра и приступал к работе: принимал вызванных министров, чиновников, читал входящие бумаги или отправлялся в войска. Фрейлина Императрицы Анна Тютчева писала:

Государь проводил за работой восемнадцать часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшем воздержанием… и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных.

В годы правления Императора Николая I возводился огромный Исаакиевский собор, сооружалась Александровская колонна, перестраивались здания на Сенатской площади. Для ускорения развития промышленности были открыты специальные учебные заведения – Технологический и Лесной институты. Число фабрик и заводов в стране увеличилось вдвое, было устроено до 10 тысяч верст шоссейных дорог и около 1000 верст железнодорожного полотна, электрического телеграфа проведено 2000 верст. Вспомним, что первая железная дорога от Санкт — Петербурга до Царского Села была открыта в 1836 году, а работы по прокладке рельсов до Москвы были завершены в 1851 году.