Пещерный монастырь — это уникальное явление в истории христианства: «На Руси пещерные монастыри возникали в каждом столетии на протяжении всего тысячелетия христианства с Х по XIX век. По имеющимся данным (далеко неполным), они находились в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях России. Пещерные монастыри пользовались в народе особым уважением и любовью за строгость иноческой жизни, древность и святость места, и являлись объектом паломничества многих поколений русских людей. Факт периодичности возникновения таких монастырей и их широкое территориальное распространение свидетельствует об устойчивой духовной традиции русского монашества, история которого, в свою очередь, начинается с первого исторически известного русского монастыря — Киево–Печерского.

Пещеры Киево-Печерской лавры
Расположение вятичей

Однако пещерные монастыри как явление русской духовной культуры никогда не были предметом специального исследования» 1.Примерно в IX-XII веках территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Ведомые легендарным вождем Вятко, вятичи поселились в бассейне реки Оки. В «Повести временных лет»,— говорится: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозваша вятичи»2.

С середины XII века начинается большая колонизация этих мест, провидимая Киевским Великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким, а в особенности его сыном, святым Великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, который сам всю Белую Суздальскую Русь городами и селами великими и многолюдными учинил. Люди с большой охотой переезжали в Залесскую землю с Киевской Руси, страдавшей от постоянных набегов кочевников. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширяли дороги, но и построили в Залесье много новых городов и укреплений.

Начиналась эпоха христианизации края, требовавшая не только простых миссионеров–проповедников, а великих мужей, молитвенников, просветителей, ораторов, богословов, которые бы могли словом, делом, но главное личным примером своего жизненного пути обратить заблудших язычников ко Христу. Так большое участие в деле просвещения приняла Киевская Успенская Печерская Лавра.

Обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских обладала целым сонмом просветителей и учителей слова Божия: «Мнози бо монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощением, молитвою, бдением»3.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская Лавра поистине стала центром духовного просвещения и христианской академией для всей Руси. При святом благоверном Великом князе Андрее Боголюбском на северо–востоке происходило широкое патронирование церкви светскими властями, оказывалась реальная материальная поддержка, шло развернутое строительство храмов и основание обителей.

Обращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI–XII веков трудами преподобного Кукши Печерского Чудотворца и его учеников. Едва ли не самой актульной для образованных русских людей того времени была идея особенной избранности Руси, «в последние времена» пришедшей к Богу. Лишь недавно крестившаяся Русь, подобно «работникам одиннадцатого часа» из знаменитой Евангельской притчи о виноградаре претендовала на то же воздаяние, что и народы, пришедшие к христианству ранее. Более того, буквально принимая Евангельскую заповедь: «будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20.16), русские книжники не сомневались в том, что Господь, вспомнив о них, приблизит их к себе именно «в последние времена».

Распространение христианской веры от края и до края русской земли казалось подлинным торжеством воплощения Божественного замысла — непосредственно предшествовать Второму пришествию Спасителя и Страшному Суду. Думается, что именно эта идея, а вместе с ней и глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом влекли православных монахов–миссионеров в области, населенные язычниками (Кукша и Пимен Печерские, преподобный Авраамий Ростовский, святители Леонтий и Исайя, епископы Ростовские и преподобный Герасим Вологодский). Преподобный Кукша был убит ревнителями язычества, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой.

Читать далее…
  1. Петрова Татьяна. Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры. К Свету. 1993 год. № 17.
  2. Д.А.Авдусин. Вятичи. Ссылка с сайта http://slovari.yandex.ru/.
  3. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси XI–XII веков. Ссылка с сайта http://otherreferats.allbest.ru/