Чудеса и исцеления

22 июля 1829 года из Московской Духовной Консистории в пустыни был получен указ «О том, чтобы назвать по имени получившего исцеление от Иконы Спасителя и того, от кого имеет о сем удостоверение».

Указ четко предписывал отцу Геннадию очень внимательно следить за случаями исцелений.На оном рапорте резолюциею Его Высокопреосвященства № 1423 велено: «Предписать Казначею, чтобы он, если услышит о получившем исцеление, назвал такового по имени и того, от кого имеет о сем удостоверение».

Лишь только за 1829 год от чудотворной иконы Спасителя получили исцеление и полное выздоровление несколько окрестных жителей, некоторые из них, получившие исцеление, допрашиваемы были как сами, так и посторонние свидетели, под присягою, членами, на то назначенными Правительством.

Вот лишь некоторые примеры чудотворения, свершившиеся только за первый год после исцеления Татьяны Ивановны Кузнецовой:

1829 года ноября 26 дня Московской округи сельца Владычена крестьянская вдова Авдотья Тихонова показала, что она была больна как головою, так и глазами, хотя и видела свет, но мало. От чего лечилась в Мариинской больнице, и припускала пиявок, однако облегчения от болезни не получила. 29 июня ходила из села с крестьянскими женами в Берлюковскую пустынь для Богомолья, в которой отслужила молебен Чудотворному Образу Спасителя с водоосвящением, и святою водою умыла глаза и лицо. После сего в тоже самое время почувствовала облегчение в голове и глазами стала видеть по прежнему, и ныне также боли в голове и глазах не чувствует, и видит, как должно. Что и показала, по долгу Христианскому самую сущую правду. Ближайшие родственники, крестьяне: Косма Васильев, Василий Василъев, Иван Васильев, Петр Прокофьев и жена его Татьяна Семенова спрашиваны, и показали, что означенная Тихонова прежде сего подлинно была больна головою и глазами, а как она пришла из Берлюковской пустыни, то мы ее увидели здоровою, и глазами стала видеть по-прежнему, также и ныне видит хорошо. Крестьянские жены Анна Иванова, Анна Федорова и девица Авдотья Трифонова спрашиваны, и показали, что они полностью подтверждают факт исцеления после посещеня Берлюковой пустыни, и умовении водою с молебна Чудотворному образу Спасителя.

Деревни Чижовой крестьянин Харитон Егоров и жена его Ксения Васильева спрашиваны, и показали, что сын их Стефан 5-ти летний не ходил, по обещанию же их, носили они его на руках в Берлюковскую пустынь сего 1829 года, спустя неделю по Вознесении Христовом, отслужили там молебен Иконе Спасителя с водоосвящением; после чего на третий же день их сын Стефан начал ходить очень свободно. Крестьяне: Ефим Иванов, Кирилл Трифонов, Яков Абрамов, Ефим Прокопиев, Павел Петров, Стефан Григорьев, Стефан Яковлев, Федор Давыдов спрашиваны о поведении означенной деревни крестьянина Харитона Егорова. И порознь единогласно показали, что он, Егоров человек честный и поведения очень хорошего, в семействе имеет пятилетнего сына Стефана, который действительно не ходил ногами до 1829 года, месяца июня, по-отнесении же оного родителями его в Берлюковскую пустынь, на третий день начал ходить свободно. Успенской, что на Аристовом погосте, церкви священник Иоанн Георгиев, Гребневский священник Иоанн Иоаннов из той же церкви диакон Николай Васильев свидетельствовали и подтвердили факт исцеления ребенка. Приметили и то, что он до сего времени ходить не мог, потому что его ноги не соответствуют возрасту – они синеваты, сухи…

Вотчины полковницы Прасковьи Николаевны Давыдовой крестьянин Егор Филиппов, жена его Евдокия Родионова, сноха его Прасковья Логинова и дочь их Анна спрашиваемы были. Показали единогласно, что их дочь Анна с малолетства была одержима глазною болезнью так, что сама по себе не могла ходить, наконец, в прошедшую весну левый глаз совершенно был закрыт, чувствовала в глазах резь, текли слезы. По обещанию родителей и самой девицы Анны отведена была родственниками в Берлюковскую пустынь спустя неделю после Троицина дня отслужила Чудотворному Образу с водоосвящением молебен, потом в тот же день совершенно от болезни получила исцеление и ныне благодарение Всевышнему, видит как следует. Вотчины полковницы Прасковьи Николаевны Давыдовой сельца Мишнева староста Андрей Федотов спрашиван. Показал, что крестьянин Егор Филиппов человек честный, в семействе своем имеет дочь Анну 11-ти лет, которая, как помнится, лет с пяти до сего времени едва могла смотреть глазами, так, что и ходила только ощупью по стенке, или кем-нибудь, будучи провожаема. Но в нынешнее лето от болезни глазной совершенно освободилась и ныне видит все, и может свободно шить. То же самое показали крестьяне: Петр Герасимов, Илья Ильин, Лаврентий Михайлов, Илья Михайлов и Василий Федоров.

Жена Марфа Яковлева, от роду 50 лет, проживающая с января месяца 1828 года в деревне Мизинове объявила, что она Московской губернии Дмитровского уезда деревни Матвеевой крестьянина Савелия Кондратьева жена, лишившись мужа, не имея детей и родных, проживала в разных местах и уже 17 лет была действительно беснующеюся; сего же 1829 года в июле месяце ходя в Берлюковскую пустынь не однократно служила молебны с водоосвящением Чудотворной Иконе Спасителя; после чего вскоре стала здорова и теперь благодаря Всевышнему, чувствует себя свободною от болезни. Вотчины подполковника Михаила Петровича Свечина деревни Мизинова старшина Иван Иванов Пильной спрашиван, и показал, что жена Марфа Яковлева не их деревенская, и не знают откуда, только знают, что у ней есть паспорт, пришла сюда жить около двух лет, в прошедший год была очень не здорова частыми припадками, в поведении ее дурного ничего не замечено, и сего 1829 года в июле месяце ходила в Берлюковскую пустынь молиться, от чего получила исцеление, и теперь, как видится, она совершенно здорова. То же самое единогласно показали спрошенные порознь крестьяне: Иван Иванов, у коего она проживает, Андрей Иванов Рычагов и Московский мещанин, проживающий в оной деревне Максим Алексеев Месилов.

Но не все случаи удалось так подробно расследовать: «Притом многие получившие исцеление благословляли Господа в тайне сердца и объявлять о том не желали. Особенно приходившие из дальних стран, по получении исцеления, возвращались вскоре в свои жилища, – и только разве на их родине о выздоровлении их разглашалась молва, которая не могла достичь здешней обители».

Новое исцеление от чудотворной иконы Спасителя 10 августа 1829 года получил крестьянин Лаврентий Михайлов. Явившись в обитель уже после исцеления через месяц, он поведал свою историю отцу Венедикту:

1829 года сентября 26 числа, после поздней обедни, Богородского уезда вотчины госпожи Прасковьи Николаевны Давыдовой, деревни Мишина крестьянин Лаврентий Михайлов, являясь сам собою Николаевской Берлюковой Пустыни к Строителю иеромонаху Венедикту с братиею, сам по чистой совести показал, что он, назад тому времени слишком  месяц, был одержим в продолжении  времени около трех недель трясавичною чрез день болезнию, так что ни крестьянских работ, ни ходить был не в силах, что видя соседние той деревни крестьяне, советовали ему, Михайлову, съездить в Николаевскую Берлюкову Пустынь и отслужить молебен Чудотворному Образу Христа Спасителя, прося избавления от его болезни. Посему как по совету соседей, так и по собственному его усердию, минувшего августа месяца десятого числа, то есть в день его именин, велел он, Михайлов, дочери своей, вдове Анне Лаврентьевой, живущей в той же деревне особым домом, отвезти себя в Берлюкову Пустынь, куда приехавши и отслужил пред раннею обеднею Чудотворному Образу Спасителя молебен с водосвятием, никак не надеясь о себе простоять молебен, но, к величайшему его, Михайлова, удивлению, простоял не токмо молебен, но и раннюю обедню, после коей, чувствуя себя гораздо в лучшем положении, решился, с помощию Божиею, отслушать и позднюю обедню, которую так же всю до окончания простоял, не будучи никем поддерживаем, после чего, помолясь, отправился в свою деревню… и доселе, чему прошло с лишком месяц, он, Михайлов, не чувствует уже более в себе той болезни, что все приписывает он, Михайлов, Чудодействию иконы Спасителя. А что он, Михайлов, показал сие по сущей истине, в том удостоверяют нижеподписавшиеся.

Посещали пустынь и люди, получившие исцеление, но желающие скрыть свое имя. В 1830 году обитель посетил получивший исцеление купец: «Так, один Калужский купец, чрез год посетивший сию пустынь, рассказывал братии о своем исцелении, не объявляя своего имени. Болезнь его находилась в ногах, кои были сухи и совершенно лишены владения». Он полностью исцелился и с великой благодарностью посетил пустынь.

В 1839 году совершилось еще одно исцеление. Московский мещанин Михаил Семенов сообщил о полном исцелении его 19-летнего сына Тимофея, страдавшего долгие годы болезненными припадками. По выздоровлении сына он написал благодарственное письмо в обитель:

Я, нижеподписавшийся, Московский мещанин Михаил Семенов, проживающий Московской губернии, Богородского уезда в селе Глинкове, объявил Николаевской Берлюковской Пустыни Строителю иеромонаху Венедикту с братиею, что сын мой Тимофей, имеющий от роду 19 лет, около двух лет был одержим прежде болезненными припадками, открывавшимися в сильном ломании всех его членов, и искривлении на сторону рта, так что и пищу употреблял с помощью других.  В 1837 году в феврале месяце привозил я его в Берлюковскую Пустынь, где по отпетии молебна пред Чудотворною Иконою Христа Спасителя, лобзаемого Иудою, с водоосвящением и по окроплении его оной водою ломание его членов тотчас сделалось тише. Когда после недельного приготовления был причащаем Святых Таин и повторно окроплен Святой водою, чрез непродолжительное время сделался совершенно здоров. До сего же времени не объявил я сего чисто по нерадению моему, не откроется ли опять болезнь его. Но как и сколько прошло времени и сын мой находится в совершенном здоровье, то и почитаю нужным объявить, что сын мой Тимофей получил исцеление от Святой Иконы Христа Спасителя, находящейся в Берлюковской Пустыне. А что точно он был одержим означенными припадками и что получил исцеление в оной Пустыне, в том подпишусь с присовокуплением свидетелей.

Вернуться