Храм на месте обретения иконы
В октябре 1844 года в обители начинается строительство храма во имя Всех Святых. Храм был заложен на западной стороне монастырской ограды. С двух сторон к нему примыкали двухэтажные каменные келейные корпуса. По окончании строительства правый корпус стал настоятельским, в левом была размещена монастырская больница и позднее – аптека.
Выбор места для строительства храма был глубоко символическим. Он был заложен как раз на том самом месте, где стояла старая монастырская пекарня, в которой в 1829 году прославилась чудотворная икона Спасителя.
В прошении на имя митрополита Московского и Коломенского Высокопреосвященного Филарета, настоятель пустыни отец Венедикт написал об этом храме:
Из этого прошения игумена Венедикта нам открывается два интересных факта. Первый – что старая деревянная пекарня просуществовала до 1844 года, второй – что с 1829 по 1844 год в ней ежедневно совершалось чтение Псалтири по усопшим вкладчикам.
В сентябре 1844 года Ф.Ф. Набилков сделал пожертвование на строительство храма во имя Всех Святых в Николаевской Берлюковской пустыни:
Федор Федорович пожертвовал на храм 2857 рублей 33 копейки серебром в виде двух билетов Государственного Коммерческого банка, а также на отделку храма и устройство иконостаса в нем еще 5000 рублей серебром.
25 апреля 1845 года согласно «Указу Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Московской Духовной Консистории настоятелю Берлюковой пустыни игумену Венедикту… Высочайше утвержденного проекта на постройку здания больницы с особою при нем церковию, с планом местности монастыря, для надлежащего и точного по оным исполнения послать указ Берлюковскому игумену».
В марте 1848 года игумен Венедикт докладывал митрополиту Филарету:
Высокопреосвященный Филарет благословил просимое и наложил резолюцию:
То, что благословение митрополита Филарета было выполнено, подтверждает литография 1907 года из альбома «Виды Николаевской Берлюковской пустыни». На литографии хорошо видно, что в самом центре храма во имя Всех Святых в каменном обрамлении расположен святой образ, к которому вели несколько каменных ступеней, чтобы всякий мог подняться для целования сего образа.