Храм на месте обретения иконы

В октябре 1844 года в обители начинается строительство храма во имя Всех Святых. Храм был заложен на западной стороне монастырской ограды. С двух сторон к нему примыкали двухэтажные каменные келейные корпуса. По окончании строительства правый корпус стал настоятельским, в левом была размещена монастырская больница и позднее – аптека.

Выбор места для строительства храма был глубоко символическим. Он был заложен как раз на том самом месте, где стояла старая монастырская пекарня, в которой в 1829 году прославилась чудотворная икона Спасителя.

В прошении на имя митрополита Московского и Коломенского Высокопреосвященного Филарета, настоятель пустыни отец Венедикт написал об этом храме:

В оной Николаевской Берлюковской Пустыне недостает братских келий, и некоторые даже живут по двое; почему необходимо нужно выстроить в оной каменный корпус, длиною на 16 саженях и шириною на 17 аршинах. Для постройки оного корпуса имеется достаточное количество заготовленного на монастырском заводе кирпича, коего до 400 тысяч; и еще почетный гражданин Федор Федорович Набилков жертвует пятнадцать тысяч рублей ассигнациями с тем только, чтобы при кельях, на самом том месте, где прежняя старая братская деревянная трапеза с пекарнею, пришедшая в совершенную ветхость, ничем не занимаемая и в которой прославилась Чудесами Икона Христа Спасителя. В память сего благодатного события устроена была церковь во имя Всех Святых; и как в настоящее время, по заведению исправляется в ветхой пекарне ежедневное по усопшим вкладчикам чтение Псалтири, то и предполагаем в келлиях сего корпуса поместить престарелую братию, а в церкви, которая по сему прилично может назвать больничною, на будущее время, сверх Богослужения, будет совершаться и ежедневное чтение Псалтири ненарушимо.

Из этого прошения игумена Венедикта нам открывается два интересных факта. Первый – что старая деревянная пекарня просуществовала до 1844 года, второй – что с 1829 по 1844 год в ней ежедневно совершалось чтение Псалтири по усопшим вкладчикам.

В сентябре 1844 года Ф.Ф. Набилков сделал пожертвование на строительство храма во имя Всех Святых в Николаевской Берлюковской пустыни:

На устроение больничной церкви во имя Всех Святых на том месте, где явилась чудотворная Икона Христа Спасителя, изображающая Лобзание предателя Иуды, жертвую следующие билеты с тем, чтобы испросить от высшей власти разрешение и благословение устроить церковь по составленному плану и фасаду при больнице; в случае же препятственном возвратить мне обратно означенные билеты

Федор Федорович пожертвовал на храм 2857 рублей 33 копейки серебром в виде двух билетов Государственного Коммерческого банка, а также на отделку храма и устройство иконостаса в нем еще 5000 рублей серебром.

25 апреля 1845 года согласно «Указу Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Московской Духовной Консистории настоятелю Берлюковой пустыни игумену Венедикту… Высочайше утвержденного проекта на постройку здания больницы с особою при нем церковию, с планом местности монастыря, для надлежащего и точного по оным исполнения послать указ Берлюковскому игумену».

В марте 1848 года игумен Венедикт докладывал митрополиту Филарету:

…в оной Берлюковой пустыне вновь выстроенный, в 1845 году каменный корпус братских келий с церковью во имя Всех Святых, внутри стены, как в церкви, так и в келиях, оштукатурены и полы настланы; представляя при сем на благоусмотрение Вашему Высокопреосвященству составленный для оной церкви рисунок иконостаса, всепокорнейше прошу на устроение оного их написанием Святых икон в греческом вкусе преподать Архипастырское благословение.

Высокопреосвященный Филарет благословил просимое и наложил резолюцию:

Церковь окрасить белою и светло-зеленою краскою на клею или на масле. Снаружи на стене на том месте, где явился Чудотворный Образ Христа Спасителя, написать в точную меру Явленного и сделать киот для поклонения всякому проходящему в монастырь.

То, что благословение митрополита Филарета было выполнено, подтверждает литография 1907 года из альбома «Виды Николаевской Берлюковской пустыни». На литографии хорошо видно, что в самом центре храма во имя Всех Святых в каменном обрамлении расположен святой образ, к которому вели несколько каменных ступеней, чтобы всякий мог подняться для целования сего образа.

Вернуться