Архитектура монастыря

Николо-Берлюковская Пустынь

Монашество есть цвет христианской жизни, ее поэзия, ее украшение.

Обитель Святого Николая Чудотворца возникла при пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего, в то время в обители было два храма: пещерный во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит).

Пещеры монастыря

Пещерный монастырь — это уникальное явление в истории христианства. Восприняв начало в XI веке, они существовали до XX века. Зверинецкие пещеры в Киеве, сохранившие свой вид в неизменности, возникли в XI веке на 60 лет ранее Лаврских. Пещерные монастыри находились в Киеве, Чернигове, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Псковской и Московской областях. Они всегда особенно сильно притягивали паломников. Строгость жития насельников в пещерах, аскетический образ жизни, тяжелейший труд по поддержанию существования пещерной обители — все это накладывало особый духовный отпечаток.

Примерно в IX–X веках территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Ведомые легендарным вождем Вятко, вятичи поселились в бассейне реки Оки. В «Повести временных лет», — говорится: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозваша вятичи». Продвигаясь с юга, вятичи достигли московской земли. Река Воря разделила владения двух славянских племен — вятичей и кривичей. Отличительной чертой вятичей было наличие родового строя, сооружение жилищ в недоступных лесах. Религиозные верования: языческие идолы, явления природы, поклонение душам усопших и захоронениям родичей.

Начиналась эпоха христианизации края, требовавшая не только простых миссионеров-проповедников, а великих мужей, молитвенников, просветителей, ораторов, богословов, которые бы могли словом, делом, но главное личным примером своего жизненного пути обратить заблудших язычников ко Христу. Так большое участие в этом деле приняла Великая Киевская Успенская Печерская Лавра. Обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских обладала целым сонмом просветителей и учителей слова Божия: «мнози бо монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощением, молитвою, бдением». Киево-Печерский монастырь стал центром духовного просвещения и христианской академией для всей Руси.

Обращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI-XII веков трудами преподобного Кукши Печерского Чудотворца и его учеников. Едва ли не самой актульной для образованных русских людей того времени была идея особенной избранности Руси, «в последние времена» пришедшей к Богу. Лишь недавно крестившаяся Русь, подобно «работникам одиннадцатого часа» из знаменитой Евангельской притчи о виноградаре претендовала на то же воздаяние, что и народы, пришедшие к христианству ранее. Более того, буквально принимая Евангельскую заповедь: «будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20.16), русские книжники не сомневались в том, что Господь, вспомнив о них, приблизит их к себе именно «в последние времена». Распространение христианской веры от края и до края русской земли казалось подлинным торжеством воплощения Божественного замысла – непосредственно предшествовать Второму пришествию Спасителя и Страшному Суду. Думается, что именно эта идея, а вместе с ней и глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом влекли православных монахов-миссионеров в области, населенные язычниками (Кукша и Пимен Печерские, преподобный Авраамий Ростовский, святители Леонтий и Исайя, епископы Ростовские и преподобный Герасим Вологодский). Преподобный Кукша был убит ревнителями язычества, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой.

Сегодня нам достоверно неизвестно, когда именно поселились здесь монашествующие, имена первых отцов-основателей обители Берлюковской, но вернее всего это произошло в конце XII – начале XIII века.

Обитель Святого Николая Чудотворца возникла при пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего, в то время в обители было два храма: пещерный во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит).

Интересное упоминание, на которое никто из исследователей до сих пор не обратил внимания, существует во всех исторических описаниях Николаевской Берлюковской пустыни. В перечне настоятелей обители указан строитель Феодорит. Он единственный из всех, кто написан в рукописном описании пустыни. О нем говорится, что в последствии был епископом Тверским около 1572 года (следовательно, когда Берлюковской пустыни не было — автор описания пустыни Л. И. Денисов). В результате проведенных тщательных исследований обнаружилось, что Феодорит с 1571 по 1573 год был настоятелем Макарьевского Калязинского монастыря, а с 1573 по 1578 года — епископом Тверским и Кашинским, а вот в Калязин монастырь прибыл из обители Святителя Николая Чудотворца, где был строителем. Рукописное описание пустыни и рукописный синодик до нас не дошли или еще не обнаружены, но крайне интересно, из какой Николаевской обители был епископ Феодорит. При подтверждении данных это будет верный факт, доказывающий существование Берлюковского монастыря в XVI веке.

На крутой берег реки Вори из разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря пришел иеросхимонах Варлаам. Предание добавляет, что отец Варлаам пришел около 1606 года. Была им сооружена часовня деревянная, куда был водружен древний образ Святителя Николая Чудотворца. После ухода польско-литовских завоевателей вернулись сюда и монашествующие. Приходилось строить все заново: и монастырь, и поселение, которые были в равной степени сожжены и разорены захватчиками. По каким-то неизвестным для нас причинам новые поселенцы стали строиться по другую сторону монастыря – так появилась деревня Авдотьино. В первые годы после Смутного времени, следовательно, после 1613 года, Господь благословил намерение отца Варлаама построить новый храм. Его старанием и при содействии местных жителей был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Вскоре иеросхимонах Варлаам отошел в вечность.

С 1806 года по 1811 в Берлюковской пустыни спасался иеромонах Максим (Погудкин). В его житии сказано, что он «возлюбя безмолвие начал копать себе пещеры». То был великий старец. Это самое первое исторически зафиксированное упоминание о пещеростроительстве. В 1828 году в пустынь пришел Макарий, отпущенный на волю за хорошую жизнь крепостной человек Московских купцов Куманиных, ведущих свое происхождение из города Переславля-Залесского. В 1837 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий. Часто можно видеть отца Афанасия в командировках в город Москву для сбора подаяний. 9 марта 1841 года отца Афанасия постригли в схиму с наречением имени Макарий. И вот в свободное от служб время схимонах Макарий начал копать себе пещеру над рекой Ворей. Он устроил себе в пещерах келью, ископал колодец и проводил там много времени в посте и молитве. Имел старец и сильное желание устроить там храм Божий. Схимонах Макарий скончался 1 апреля 1847 года. Память отца Макария всегда чтилась в обители, могила его у Казанского храма была местом паломничества, где по усердию людскому служились панихиды. Верующие в Божие Царство ищут внутреннего общения с окружающими людьми, часто для них и не ведомого. То есть неведомая для них любовь, молитва, пост, бдение, покаяние. Сокрытыми остаются их подвиги от людей, но совершаются они для людей.

Берлюковские пещеры — находятся над рекой Ворей и покрыты сверху сосновым лесом. Это очень важно — лес не пропускает воду, и имеет устойчивую структуру. Этот сосновый лес всегда оберегался обителью, в XIX веке он был полностью обнесен забором. Строитель монастыря афонский постриженик иеромонах Парфений устроил там скит. Скитская жизнь воплотилась при подземном храме, где и были выстроены кельи. Середина XIX века – время наибольшего расцвета монашества в пустыни. Пустынь через своих насельников состоит в духовном общении со Святой горой Афонской. Братия паломничает по обителям Афона, Иерусалим, Соловецкий монастырь, Киево-Печерская Лавра. Нередки случаи награждения монахов за труды и усердие, иеромонахи получают награды за строгость и примерное житие. В архивах сохранилось много документов той эпохи, отражающие богатую духовную жизнь Берлюковской пустыни.

XIX век – именно вторая его половина, стала периодом очередного всплеска пещеростроительства. Целая плеяда братии работала над устроением духовного богатства в пустыни. Иеросхимонах Иринарх, схимонах Николай-слепец, схимонах Макарий, схимонах Арсений, схимонах Варлаам, игумен Иона, иеромонах Феодорит, иеромонах Вонифатий, иеромонах Порфирий, иеромонах Адриан, иеродиакон Савватий – своим примером, своей жизнью, трудами побуждали людей отвернуться от ложных богов современности и искать Христа, питать душу, раскрыть ее и сделаться достойными звания человека. Уже при жизни своей они жили вечностью, полнотой жизни владели так, что могли своей радостью, тишиной и покоем душевным врачевать. Тысячи людей стремились в пустынь, стремились, как писал один из паломников к своему Спасителю, чудотворному образу “Лобзание Иисуса Христа Иудой”. Братия неустанно повествовала всем, что Спаситель — их, всех, каждого, кто стремится душой прилепиться к Нему, стать своей жизнью, делами похожим на Него.

В 1863 году при строителе монастыря иеромонахе Иосифе (Иванове) над пещерами был заложен храм во имя Собора Иоанна Предтечи Крестителя Господня. Храм имел наружный фасад подобно обычной церкви, имел купол, но его алтарная часть была подземной. Храм был соединен с пещерами. Это было глубоко символично, алтарное пространство означало собой погребальную пещеру Иисуса Христа. В храме был устроен чугунный иконостас весом 180 пудов усердием Московского купца Никиты Васильевича Щенникова и его супруги Маргариты Григорьевны. Иконостас «был вызолочен намордан через агонь», иконы были на медных листах. Никита Васильевич Щенников пожертвовал на строительство пещерного храма 3000 рублей серебром и 1000 рублей серебром на иконостас.

В Историческом архиве города Москвы сохранилось донесение иеромонаха Иосифа на имя митрополита Московского Филарета от 12 марта 1864 года, где сказано: «Московский купец Никита Васильевич Щенников через посредство неоднократного сновидения, желает устроить во вверенной мне обители в нижней пещерной часовне Церковь — во имя Собора Святого Иоанна Крестителя Господня». Руководил всеми строительными работами, включая проект иконостаса, архитектор Николай Ильич Козловский, построивший подвалы под храмом Христа Спасителя. Освящение храма состоялось уже при строителе иеромонахе Исайе (Морозове) 15 ноября 1865 года. Пещерные ходы были расширены и обложены кирпичом.

При строителе игумене Ионе (Белобородове), принесшим в обитель строгий Соловецкий устав, проводились большие строительные работы в пещерах. Был устроен гидропульс над колодцем схимонаха Макария для поднятия воды в чашу, устроенную под иконой Божией Матери Живоносный Источник. При храме были выстроены кельи для ищущих большего уединения.

Пещеры в народе были всегда окружены множеством тайн и легенд. Есть эти тайны и легенды и у Берлюковских пещер. До большевистского переворота 1917 года все, что было связано с пещерами, свято оберегалось от лишних взглядов братией. Ведь скитская жизнь не требует афиширования. Обрывистый берег реки Вори на протяжении атеистического времени хранил свои тайны, свою отрешенность от времени. Постоянно открывались какие-то черные провалы и пробоины, вымывались уходившие вглубь земли ходы, кирпичные кладки, белокаменные ступени, своды целых подземных комнат, но детальных исследований никто и никогда здесь не проводил.

Святые жизнью своей отцы Берлюковские молите Бога о нас! Вашими молитвами и вашим заступничеством возродим мы Святую Русь и Святую обитель сия во имя Николая Чудотворца!

Вехи Истории

  • 1606 год — строительство деревянной часовни свт. Николая Чудотворца старцем схиеромонахом Варлаамом на месте сожженной поляками Николо-Берлинской пустыни

  • 1613 год — Господь благословил намерение отца Варлаама построить новый храм.

  • 1631 год — В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке на Воре, пашни паханные да земли церковныя что был храм Николы Чудотворца…

  • 1680 год — Николая Чудотворца церковная земля, в пустоши, что было сельцо Берлино на речке Воре…

  • 1714 года, мая в 31 день, по указа Великого государя, а по челобитью мещанской слободы Викулы Мартынова со вкладчики, велено им на вешеписанной церковной Николаевской земле построить вновь церковь Николая Чудотворца, а покаместа та церковь станет строиться из той земли имать с него, челобитчика, оброчными деньгами…

  • 1719 году церковь Николая Чудотворца была уже обителью. Вскоре обитель была отчислена от Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому. Настоятелем обители назначается иеромонах Диодор.

  • С 1830 по 1832 год шло строительство каменного келейного корпуса «…в коем устроено шестнатцать келий,… печи с лежанками изращатыя…

  • В 1834 году, после опустошительных пожаров в городе Богородске, граждане прибегли к заступничеству небесному и просили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни.

  • В 1828 году в пустынь пришел Макар, крепостной человек московских купцов Куманиных, за добрую жизнь, отпущенный на волю. В 1837 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий, а 9 марта 1841 года в Троицком храме пустыни пострижен в схиму с наречением имени Макарий

  • В 1848 году завершилось строительство холодного собора во имя Христа Спасителя. Каменный 36 – метровый «храм о пяти главах, из коих средняя вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки чрез огонь, а четыре главы из белаго железа…ступени и амвон из белаго камня. Собор покрыт железом…олтарь, купол и своды расписаны живописью и арабесками, стены покрыты колером…». Храм был в 1848 году освящен митрополитом Филаретом.

  • В 1851 году начата и окончена колокольня «для большаго колокола…в 1005 пуд…и при ней ограда с западной стороны…».

  • 29 июня 1853 года митрополитом Филаретом была освящена достроенная на жертвы купца Федора Федоровича Набилкова церковь во имя Всех Святых. Церковь Всесвятская «каменная, одноглавая, с шатрообразным куполом и с хорами, на кои ход из настоятельских келий; в ней иконостас двухъярусный, покрытый тюлем и вызолоченный на полимент с резьбой…».

  • 22 июня 1895 года — начато строительство самого примечательного сооружения пустыни: 90–метровой колокольни. Она была выстроена всего за 4 года. Проектировал ее известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Закончена 30 июля 1899года. Средства дали на ее строительство московские купцы Ф.Н. Самойлов, братья А.И. и И.И. Ляпины. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года.

Колокольня

Колокольня

Первоначальная колокольня находилась с западной стороны Троицкой соборной церкви и была деревянная, крытая тесом, на двух столбах с деревянным крыльцом: «Надо входом в церковь Троицы построена в два этажа колокольня с порядочным и довольно согласным звоном, из коих большой слишком в 301 пуд, второй во 102, а третий в 53 пуда, литые в 1783 году, сверх того еще пять колоколов меньших». Звонница была выстроена в 1764 году.

В 1827 году при настоятеле иеромонахе Иоанникии была выстроена новая каменная колокольня на прежнем месте. Прошло еще почти 25 лет и уже при другом настоятеле игумене Венедикте в 1851 году — возведена каменная двухъярусная, не очень высокая, крытая железом, для большого праздничного колокола, весом 1005 пудов.

Храмы Николо–Берлюковской Пустыни

Храм Христа Спасителя

Обретение в монастыре иконы “Лобзание Иисуса Христа Иудою” и последущие многочисленные исцеления от сего образа вызвали большой приток боголольцев и паломников в обитель. Монастырский Троицкий собор в котором находился чудотворный образ не вмещал всех желающих и молящиеся были вынуждены стоять вне храма. Такая ситуация натолкнула на мысль Московского купца и близкого друга настоятеля Венедикта Афанасия Емельяновича Щекина о возведении нового соборного храма во имя чудотворной иконы Спасителя.

Троицкая церковь

Троицкий собор

Каменная трехпрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы была поставлена на месте старой обветшалой церкви в 1786 году по плану утвержденному лично архиепископом Московским Высокопреосвященным Платоном (Левшиным). Зимний собор во имя Святой Троицы с пределами Николая–Чудотворца и Мученика Мины. В ней имелось три престола: средний — во имя Святой Троицы; левый — во имя Святого мученика Мины; правый — во имя святителя Николая Чудотворца. В этот храм перенесли 16 июня 1829 года чудотворную икону “Лобзание Христа Иудою” из пекарни.

Всехсвятская церковь

Всехсвятская церковь в настоятельском корпусе

В октябре 1844 года игумен Венедикт подал прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету о построении на западной стороне монастыря двухэтажного каменного корпуса с церковью. Церковь предпологалось заложить на месте, где в 1829 году была обретена чудотворная икона “Лобзание Иисуса Христа Иудою”.

Васильевская надвратная церковь

Васильевская надвратная церковь

Церковь во имя святителя Василия Великого, надвратная, каменная, одноглавая, начата в мае и окончена осенью 1840 года. Надвратная церковь во имя святителя Василия Великого сооружена в формах позднего классицизма. Возвышающийся четверик храма перекрыт четырехскатной фигурной кровлей, несущей световой барабан, который был некогда увенчан изящной главкой в виде вазы и крестом. Боковые части здания несколько меньшего объема фланкируют основной четверик.

Казанская церковь

Казанская церковь

Деревянный “древнего строения” рубленый “клецки” храм во имя иконы Казанской Божией Матери перенесен в Берлюковский монастырь по указанию митрополита Московского Платона (Левшина) из села Топоркова, находящегося в пяти верстах от обители. Храм был поставлен на территории монастырского кладбища в лесу над рекой Ворей.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи

Строительство храма во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна началось в 1861 году. Храм был выстроен над природными карстовыми пещерами над рекой Ворей. В этих пещерах подвизался Берлюковский старец схимонах Макарий проживший с 1841 по 1847 годы в них без выходно. Старец ископал своими руками в пещерах две келлии и по его молитвам забил источник чистой родниковой воды.