Начало XIX века

Последующие годы не оставили большого строительного следа в архитектуре обители, но это был крайне важный духовный этап. Его название “Пешношский период”. По благословению митрополита Платона в течение этого периода строителями в пустыни были иеромонахи из Николаевского Пешношского монастыря:

  • Пахомий (1806–1811)
  • Иоанникий (1811–1827)
  • Николай II (1827–1828)

В пустыни было заведено строгое общежитие. Эти строители много и славно потрудились во славу Божию, братии и обители Святой. Воспитали они достойных мужей. XIX век можно назвать «золотым веком» — эпохой строительного и духовного делания в пустыни. Было положено начало берлюковского пещерокопания.

С 1806 года в пустыни подвизается иеромонах Максим (в миру купеческий сын родом из Твери Никита Васильевич Погудкин). Именно он стал основателем пещерокопания «Любя безмолвие начал копать себе пещеры». Ведь в России наиболее полным воплощением христоподрожательного смирения являлся именно пещерный монастырь

Иеромонах Максим (Погудкин)

28 марта 1828 года настоятелем стал постриженик и бывший казначей Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. Молитвенно и размеренно текла жизнь обители до тех пор, пока Всевышнему не стало угодно прославить пустынь особым духовным образом. 24 мая 1829 произошло обретение великой святыни — чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и исцеление от образа слепой женщины Татьяны Ивановны Кузнецовой. 16 июня 1829 года совершено было торжественное перенесение прославленного образа из хлебни в Троицкий храм. Перенесение состоялось при многочисленном стечении народа крестным ходом и при колокольном звоне всех монастырских колоколов.

Николо-Берлюковская пустынь, 1828 год