Пещерный скит. Первые поселения

река Воря

река Воря

На берегу реки Вори у Стромынского тракта уже в XII веке находилось крупное славянское поселение, а на вершине над рекой Ворей на холме, располагался культовый языческий центр. Живописность этого места, удобное географическое положение, могучий лес над рекой, глубокие карстовые пещеры, безусловно, способствовали выбору вятичей по созданию именно здесь своего языческого капища.Находилось это поселение на территории, расположенной между современными деревнями Громково, Дядькино и Авдотьино. Остатки городища, с курганами и богатыми захоронениями были обнаружены при раскопках 1950-1960 годов археологом Р.Л.Розенфельдом, а также археологическими экспедициями 1964 года Е.И.Дикова и 1976 года А.Б.Варенова.

В результате раскопок были обнаружены остатки укреплений, дома, исследованы курганы (курганная группа «Берлюки» в 500 метрах на север от Николаевской Берлюковской пустыни). В курганах были обнаружены славянские погребения. В настоящее время в коллекции Государственного музея-заповедника «Коломенское» хранятся 27 предметов, обнаруженных в курганной группе «Берлюки». Среди найденных предметов: височные кольца, браслеты, перстни, ожерелье, бусы, а также глиняная посуда, венецианское стекло. Все предметы датированы концом XII века — началом XIII века.

Кольцо, XII век

Кольцо, XII век

На реке Воре, напротив славянского поселения были обнаружены остатки пристани, до наших дней под водой сохранились крепко вбитые дубовые сваи XII века. Река Воря тогда была судоходной. Река была полноводной даже в середине XIX века: «…мост через Ворю в полную воду разбирается и заменяется большим перевозом»1. Под современным мостом через реку Ворю, под водой, сохранились остатки дубового моста XII века.Геологи Московского Государственного Университета, проводившие по заказу настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни игумена Евмения (Лагутина) исследования карстовых пещер, в своем заключении высказались однозначно, что пещеры эти очень древние, нерукотворного происхождения. В результате обследования установлено, что эти естественные карстовые пещеры образовалась в песчанике, и являются единственными в своем роде на территории Московской области. Карст (от немецкого Karst, по названию известнякового плато Крас в Словении) — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами.

Сегодня нам достоверно неизвестно, когда именно поселились здесь иноки. Но еще задолго до польско-литовского нашествия на Русь, здесь уже существовала старинная церковь во имя святителя Николая Чудотворца и кладбище при ней.

Археолог Сергей Заремович Чернов, написавший уникальное историческое исследование, посвященное небольшим, так называемым «сельским» монастырям, отмечает, что с XIV по XVI век наблюдался расцвет таких обителей: одни через какое-то время исчезали, другие, угасая, вновь набирали силу. Это была: «Практика стихийного создания пустыней, многие из которых лишь по прошествии определенного времени санкционировались церковными властями»2.

Некоторые из пустыней и уединенных скитов прошли долгий путь от небольших лесных и сельских обителей до крупных монастырей. Эпоха появления подобных обителей (вторая четверть-середина XIV века), по мнению С.З.Чернова «слабо отражена в письменных источниках»3.

Стоглавый собор 1551 года

Стоглавый собор 1551 года (источник)

Церковь пыталась этот процесс регулировать. На Стоглавом соборе при царе Иоанне IV митрополит Макарий поднимал вопрос об упорядочении деятельности таких монастырей. «Тем не менее обычай создания несанкционированных церковными властями пустынножительств в измененном виде продолжал существовать и позднее как элемент традиционн6ой культуры сельского населения XVIII – XIX вв. Речь идет о хорошо известном по этнографической литературе благочестивом обычае келейничества, дававшем возможность встать на путь аскезы, не будучи в монастыре. В случае, если сын или дочь, не вступившие в брак, выражали желание отойти от мирской жизни и жить отдельно от семьи, родственники (благотворитель) возводили им келью. Намерение стать келейником или келейницей обыкновенно встречало благожелательное отношение у жителей селения, поскольку у последних тем самым являлась возможность более глубокого приобщения к церковной жизни. Весьма вероятно, что обычай келейничества можно рассматривать в качестве завершающей стадии в той эволюции, которую прошло пустынножительство как элемент православной культуры сельского населения. Во второй половине XIV – XV в., получив санкцию церковных властей, оно способствовало расцвету монастырского движения»4.Несомненно, что развитие и становление пустынных монастырей стало заметным явлением в жизни страны. Рядом с обителями возникали селения, жители которых занимались обработкой земли, рыболовством, ремеслами и торговлей, происходило активное заселение окружающей местности. Именно благодаря подвижникам, жившим уединенно с небольшим количеством своих учеников в подобных лесных пустынях, вокруг которых селились, жили и духовно окормлялись русские люди, и стал наш народ – народом богоносцем.

Подобным лесным пустынным монастырем была, возможно, и Николаевская обитель на высоком берегу Вори. Правда, все это лишь предположения, исторический процесс становления обители вплоть до начала XVII века практически не известен.


  1. Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Московская губерния. Т. VI. Часть I. Спб. 1853 год. С. 266. []
  2. Чернов С.З. Сельские монастыри XIV – XV веков на северо-востоке московского княжества по археологическим данным. Журнал Российская археология. 1996 год. № 2. С. 127. []
  3. Там же. С. 127. []
  4. Там же. С. 128. []