Пещерный скит. Введение

Пещеры Киево-Печерской лавры

Пещеры Киево-Печерской лавры (источник)

Пещерный монастырь — это уникальное явление в истории христианства: «На Руси пещерные монастыри возникали в каждом столетии на протяжении всего тысячелетия христианства с Х по XIX век. По имеющимся данным (далеко неполным), они находились в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях России. Пещерные монастыри пользовались в народе особым уважением и любовью за строгость иноческой жизни, древность и святость места, и являлись объектом паломничества многих поколений русских людей. Факт периодичности возникновения таких монастырей и их широкое территориальное распространение свидетельствует об устойчивой духовной традиции русского монашества, история которого, в свою очередь, начинается с первого исторически известного русского монастыря — Киево–Печерского. Однако пещерные монастыри как явление русской духовной культуры никогда не были предметом специального исследования»1.Примерно в IX-XII веках территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Ведомые легендарным вождем Вятко, вятичи поселились в бассейне реки Оки. В «Повести временных лет»,— говорится: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозваша вятичи»2.

Продвигаясь с юга, вятичи достигли московской земли. Река Воря разделила владения двух славянских племен — вятичей и кривичей. Отличительной чертой вятичей было наличие родового строя, сооружение жилищ в недоступных лесах. Религиозные верования: языческие идолы, явления природы, поклонение душам усопших и захоронениям родичей.

Расположение вятичей

Расположение вятичей (источник)

С середины XII века начинается большая колонизация этих мест, провидимая Киевским Великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким, а в особенности его сыном, святым Великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, который сам всю Белую Суздальскую Русь городами и селами великими и многолюдными учинил. Люди с большой охотой переезжали в Залесскую землю с Киевской Руси, страдавшей от постоянных набегов кочевников. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширяли дороги, но и построили в Залесье много новых городов и укреплений.

Начиналась эпоха христианизации края, требовавшая не только простых миссионеров–проповедников, а великих мужей, молитвенников, просветителей, ораторов, богословов, которые бы могли словом, делом, но главное личным примером своего жизненного пути обратить заблудших язычников ко Христу. Так большое участие в деле просвещения приняла Киевская Успенская Печерская Лавра.

Обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских обладала целым сонмом просветителей и учителей слова Божия: «Мнози бо монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощением, молитвою, бдением»3.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра (источник)


Киево-Печерская Лавра поистине стала центром духовного просвещения и христианской академией для всей Руси. При святом благоверном Великом князе Андрее Боголюбском на северо–востоке происходило широкое патронирование церкви светскими властями, оказывалась реальная материальная поддержка, шло развернутое строительство храмов и основание обителей.

Обращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI–XII веков трудами преподобного Кукши Печерского Чудотворца и его учеников. Едва ли не самой актульной для образованных русских людей того времени была идея особенной избранности Руси, «в последние времена» пришедшей к Богу. Лишь недавно крестившаяся Русь, подобно «работникам одиннадцатого часа» из знаменитой Евангельской притчи о виноградаре претендовала на то же воздаяние, что и народы, пришедшие к христианству ранее. Более того, буквально принимая Евангельскую заповедь: «будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20.16), русские книжники не сомневались в том, что Господь, вспомнив о них, приблизит их к себе именно «в последние времена». Распространение христианской веры от края и до края русской земли казалось подлинным торжеством воплощения Божественного замысла — непосредственно предшествовать Второму пришествию Спасителя и Страшному Суду. Думается, что именно эта идея, а вместе с ней и глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом влекли православных монахов–миссионеров в области, населенные язычниками (Кукша и Пимен Печерские, преподобный Авраамий Ростовский, святители Леонтий и Исайя, епископы Ростовские и преподобный Герасим Вологодский). Преподобный Кукша был убит ревнителями язычества, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой.


  1. Петрова Татьяна. Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры. К Свету. 1993 год. № 17. []
  2. Д.А.Авдусин. Вятичи. Ссылка с сайта http://slovari.yandex.ru/. []
  3. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси XI–XII веков. Ссылка с сайта http://otherreferats.allbest.ru/ []