Паломническая служба

Паломническая служба Николо-Берлюковского монастыря основана в 2009 году по благословению игумена монастыря отца Евмения (Лагутина).

На регулярной основе организуется посещение многих святынь нашего Отечества и зарубежья: Израиля, Египта, Греции и Афона, Италии, Турции, Грузии и т.д.

Следите за анонсами новых поездок и присоединяйтесь к паломничеству с нами!


palomnik@berluki.ru
+7(905)501–51–00 Марина
+7(903)728-18-27 Елена
Святая земля 2009

Ближайшие поездки


Паломничество на Руси

Традиции паломничества к святым местам, мощам угодников Божиих и чудотворным иконам всегда были присущи русскому человеку, и воспринимались как особый подвиг, целью которого было очередное удостоверение в истинности христианства и Боговоплощения.

В своей богословской подоплеке — и это было давно замечено — паломничество выглядит сродни монашеству. И там, и здесь человек покидает дом и привычную жизнь, имея в виду некую душеспасительную цель. Эта чуждость миру, добровольное изгнанничество тесно связывают понятия монашества и паломничества1.

Само слово паломник происходит от латинского слова palmarius — пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь.
Возникновение термина связано с особенностями христианской паломнической традиции.

Паломники по пути в Берлюки, 1868

Паломники по пути в Берлюки, 1868

Паломнический сезон в Святой Земле с самых первых времен возникновения массового паломнического движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы.Кроме слова «паломничество», существуют и другие синонимы, определяющие это явление, — странничество, поклонничество, богомолье. В России в XIX — начале XX века широко употреблялось именно слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.В России традиция паломничества за десять веков своего существования стала неотъемлемой частью духовной жизни народа.

Несмотря на монгольский, а потом османский «железный занавес» русские люди всегда находили возможность добраться до Святой Земли, Константинополя и Афона. Наивысшего расцвета русское православное паломничество в Святую Землю достигло во второй половине XIX—начале XX веков2.

Святая земля, 2009

Святая земля, 2009

В Николо-Берлюковском монастыре в то время также были развиты традиции паломничества. Особо прославился своими удивительными путешествиями настоятель нашего монастыря постриженник Афонской горы схиигумен Парфений (Агеев) (1856-1860). Им было написано автобиографическое «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…», ставшее значительным событием в литературном мире той эпохи. Книга выдержала несколько изданий и считалась лучшим описанием Афона.

Действительными членами Императорского Православного Палестинского Общества были игумены обители Адриан (1880-1902) и Тимолай (1902-1909). Причиной создания и основной деятельностью ИППО была помощь в совершении паломничеств на Святую землю наших соотечественников. К слову сказать, тогда это было весьма нелегким занятием — настоящим подвигом, занимавшим во временном промежутке до полугода.

Сегодня совершая паломничества к святым местам, мы имеем возможность прикоснуться к многовековой традиции, что духовно питает и укрепляет всякого христианина, восходящего на духовном пути к Господу.

Образ богомольца

В 2009 году Благотворительным фондом «Возрождение Николо–Берлюковской пустыни» был издан фильм «Образ богомольца», раскрывающий перед зрителем образ русского паломника, каким он был, как он выглядел. Фильм состоит из трех небольших серий, в которых на основе уникальной фотографической коллекции середины XIX — начала XX веков представлен главный герой — паломник, странник, богомолец. Предназначен для всех, кто желает прикоснуться к опыту тысячелетней истории православного паломничества.


  1. У истоков русского паломничества. Назаренко А.В. источник []
  2. История православного паломничества. С. Ю. Житенев. Источник []