1920-1930 годы. Гонения

И вот наступили тревожные дни. Страшная атмосфера всеобщего отречения, измены и предательства, духовная и историческая катастрофа и люди, вовлеченные в расправу над Церковью, под своим народом и страной. Великая Православная Русь, жившая во Христе, встретилась лицом к лицу со злом. Великое воинство святых мучеников вошло во врата Царствия Небесного через страшные испытания ХХ века.

Николо-Берлюковская пустынь, 1920-е годы

Николо-Берлюковская пустынь, 1920-е годы

До 1920 года пустынь продолжала существовать как монастырь. 29 июня 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы Дому инвалидов № 4. У братии оставался лишь храм Всех Святых с кельями. По воспоминаниям местных жителей любимым развлечением комсомольских дружин было постоянное глумление над верой, выражавшееся в невероятных по изощренности актах вандализма. Постоянно происходили показательные процессы с глумлением над иконами и монашествующими. Храм Христа Спасителя был превращен в приходской.

В феврале 1921 года оборвалась традиция Берлюковских крестных ходов с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей, проводимое большой комиссией из города Богородска и представителей милиции. В монастыре было изъято 9 пудов 4 фунта 51 золотник серебра, а также 11 бриллиантовых камней, 2 бриллиантовые броши, 1 бриллиант большой, 5 хризолитов и жемчуг. Были изъяты все серебреные оклады, серебреные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг и многое другое. Свое полное несогласие с проводимой акцией заявил настоятель архимандрит Петр. В это самое время отец настоятель Петр был уже в сане архимандрита. Эта акция думается, была последней чашей в жизни отца настоятеля. Его большой авторитет среди всего окрестного населения пугал власти. Его судьба пока не известна. К великому сожалению не имеем мы и фотографии отца Петра и не можем описать его облик, но твердо мы знаем одно, как выглядели его глаза. Они были очень глубоки, очень полны любви, заботы о людях, жили и смотрели в этот мир только ради них. В Москве у обители были отобраны обе часовни. 5 января 1923 года было закрыто Берлюковское подворье с часовней Николая Чудотворца, а 13 января 1923 года была закрыта часовня Николая Чудотворца на Немецком рынке.

В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель игумен Ксенофонт (1923–1930). Ксенофонт Герасимович Косенков, боевой офицер, в 1898 году решает посвятить свою жизнь Богу и уходит послушником в Троицкую Сергиеву Лавру, а в 1912 году переходит в Московский Данилов монастырь и принимает там постриг с оставлением имени. Годы настоятельства отца Ксенофонта пришлись на крайне трудное время. Сейчас нам даже трудно все понять и осмыслить, что приходилось испытывать братии в течение этих лет. Жизнь обители проходила под постоянным вниманием богоборцев и их карательной власти. Но самое главное, что в обитель горели лампады, проходили службы. Большую помощь оказывали своему родному монастырю жители деревни Авдотьино. Храм Христа Спасителя держался на церковном совете во главе с его председателем Григорием Афанасьевичем Ольховым. Жизнь во имя и для обители стало делом его жизни.

Николо-Берлюковская пустынь, 1920-е годы

Николо-Берлюковская пустынь, 1920-е годы

9 февраля 1930 года состоялась последняя Божественная Литургия в стенах монастыря. На молитвенное предстояние собралось 200 человек. После службы с проповедью к людям обратился игумен Ксенофонт. Это была проповедь человека большого мужества, веры, и любви к людям.

Православные, до коле вы терпеть будете, вы голодны, вас собирают в колхоз для того, чтобы легче отобрать, вы верите этим лжепророкам коммунистам, это власть не от Бога, не слушайтесь её и не ходите в колхоз… Мы теперь отживаем последние дни и даже не взойдем в храм Божий, вам нужно поисповедоваться и причаститься…

18 февраля 1930 года игумен Ксенофонт, иеромонах Горгоний, послушник Григорий Архипович Аверьянов и председатель церковного совета Григорий Афанасьевич Ольхов были арестованы и увезены в Москву в Бутырскую тюрьму. Им было предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РФ и 22 марта 1930 года они получили разные сроки. Монастырская жизнь и многовековая история в стенах Берлюковской пустыни завершилась. Мученичество — есть доказательство истинности веры Христовой. Обитель и её насельники показали, что они готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью, дабы доказать веру и свою сопричастность к Христу. Завершить хочется словами новомученика протоиерея Иоанна Восторгова: «Монашество есть цвет христианской жизни, ее поэзия, ее украшение. Посему велик подвиг вашего жития, доходят до Бога ваши молитвы, славно и чисто звание иноческое и спасительно оно для мира осуетившегося!»